Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Основные направления работы логопеда.
1. Формирование правильного звукопроизношения:
- постановка отсутствующих звуков;
- коррекция неправильно произносимых звуков;
- дифференциация звуков.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Формирование лексико-грамматического строя речи:
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- обучение практическому употреблению предложно-падежных конструкций.
4. Развитие связной речи.
Обучение составлению
- рассказов из личного и коллективного опыта,
- описательных рассказов по алгоритму и картинному плану,
- рассказов по серии картин,
- рассказов по сюжетной картине,
- рассказов по плану логопеда.
5. Работа над когнитивными процессами:
- развитие мышления;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие речевой памяти.
6. Формирование оптико-пространственных представлений.
- развитие зрительного гнозиса: зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины;
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование пространственных представлений.
7. Развитие мелкой моторики.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать
специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
За основу по музыкальному воспитанию детей взята программа "От рождения до школы" под ред. Н.Веракса, которая предполагает углубление знаний о музыкальных произведениях, о композиторах, знакомство с музыкальными произведениями, сольном и ансамблевом звучании. На музыкальных занятиях дети слушают музыкальные произведения, пытаются их анализировать, составляют связные рассказы о пережитых впечатлениях, развивают способность проявить творческое отношение к конкретному музыкальному явлению. У детей появляется устойчивый интерес к прекрасному в жизни и музыкальном искусстве, к самостоятельным видам деятельности – к песенному и танцевальному творчеству, музицированию. В процессе работы реализуются ведущие цели программы, т.е. создаются благоприятные условия для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве. Формируются основы базовой культуры личности. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями формируются разнообразные способности, осуществляется подготовка детей к жизни в школе и в современном обществе.
В качестве дополнительных программ по музыкальному воспитанию используем программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», поскольку данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Регулярные занятия по данной программе помогают развивать двигательные навыки, танцевальные навыки, навыки ориентировки в пространстве, образно-игровые движения, двигательное моделирование, пластическое интонирование, пантомимику, что способствует развитию внутренних психически процессов: внимания, память, фантазию, воображение, креативность.
Для более эффективной реализации целей и задач данных программ используются нетрадиционные формы работы с детьми. Одной из таких форм - постановка музыкальных сказок: «Теремок» , «Приключения Красной Шапочки», «Мы в саду своем весело живем» и др.
В рамках приобщения детей дошкольного возраста с русским народным творчеством ведется работа по программе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой, М.Д.Михайловой. «Центр развития ребенка» осуществляет совместный социально- культурный проект с образцовым ансамблем гусляров «Перезвоны» Гатчинского Дома Культуры. с ансамблем гусляров «Перезвоны» Гатчинского Дома культуры в течении года проводятся праздники народного календаря: «Осенины», «Масленица», «Жаворонки, прилетите», «Ярмарка», «Рождественские посиделки», «Прилет птиц», «Пасха», «Концерт посвященный Дню семьи», где наши дети выступают наравне с артистами. В процессе подготовки к праздникам мы знакомим детей с русским народными песнями, закличками, хороводами, играми. Наряду с программным и адаптированным музыкальным материалом исполняются произведения детского фольклора, приближенные к первоисточнику.
Стало традицией проводить концерт к торжественной дате «День Матери», в котором вместе с детьми участвуют мамы. В уютной и теплой обстановке дети показывают концерт для своих мам, затем принимают участие в совместных играх и конкурсах, что способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Весело и увлекательно проходит ежегодная встреча с выпускниками детского сада в «Рождественские каникулы». Коллектив педагогов показывает красочный спектакль, который вовлекает всех детей.
Ежегодно принимаем активное участие в областном фестивале детского творчества «Радуга талантов» и «Экошоу».
Ко Дню Великой Победы проводится традиционный «Фестиваль военной песни».
Лето – чудесная пора для игр и веселья на свежем воздухе. Мы предлагаем детям и взрослым поиграть в сказку на летнем празднике «На полянке». Детей ждут необыкновенные приключения с участием народных героев, веселые народные игры.
В детском саду созданы замечательные условия для музыкальных занятий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья: это отдельный музыкальный зал оснащенный пианино, магнитофонами, синтезатором, детскими музыкальными инструментами для занятий по системе Орфа, плазменным телевизором, DVD – что позволяет нам с детьми смотреть выступления на утренниках и концертах в записи, сделанной родителями. Так же музыкальный зал оснащен разноуровневой подсветкой, которая позволяет при постановке спектаклей создавать различные световые эффекты. В саду имеется костюмерная, которая оснащена всеми необходимыми костюмами и постоянно пополняется.
Целью психологической службы является создание в дошкольном учреждении социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вся психологическая работа в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:
-
- Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, Родительские клубы, психологическая газета.
- Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
- Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
- Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Все наши дети занимаются в изостудии, где есть необходимые для раскрытия художественного таланта мольберты, голубая глина, муфельная печь, предметы народно-прикладного искусства. С дошкольниками работают замечательные художники, которые знакомят детей с работой в различной технике: рисования на ткани, стекле, лепкой из голубой глины и фарфоровой массы. Это позволяет на практике изучать живопись, искусство, скульптуру и архитектуру, народные традиции, историю родного города.
Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Предложенные игры в нашем кабинете на развитие мышления и логики помогают в этом!
Наши увлекательные логические игры научат ребёнка сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.
Развивающие игры обучат ребёнка выделять главное, обобщать и делать соответствующие умозаключения. Постепенно наши занятия разовьют у ребёнка умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гармоничного развития.
Кабинет интерактивных технологий существует в дошкольном учреждении с 2000 года.
Целью работы кабинета интерактивных технологий является развитие конструктивного и логического мышления детей.
Ничего не найденоНаличие оборудованных объектов спорта
Особая гордость «Дома радости» – специально оборудованный спортивный зал с разнообразным инвентарем, площадки с разбитыми зонами для игр, беговые дорожки. Занятия проводят высококвалифицированные специалисты. Дети старшего возраста (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья) посещают бассейн, где учатся плавать и занимаются корригирующей гимнастикой для исправления осанки.
В работе с детьми используют занятия по фитболу (гимнастика на мячах) для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, укрепления мышц спины, живота, рук, ног и улучшения психоэмоционального состояния.
Зимой проводятся занятия на улице. С удовольствием ребята катаются на пластиковых лыжах, приобретенных дошкольным учреждением.
Основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением по физическому воспитанию детей.
- Охрана, укрепление здоровья и закаливание организма, достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, развитых функций адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.
- Воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.
- Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания и т.п.
- Развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, силовых качеств.
- Формирование доступных представлений и знаний о здоровом образе жизни, о пользе занятий физическими упражнениями и спортивными играми, воспитание интереса к активной двигательной деятельности.
В дошкольном учреждении оборудована спортивная площадка с разнообразным спортивным оборудованием. На спортивной площадке проводятся физкультурные занятия, праздники,досуги.
В каждой группе дошкольного учреждения имеются спортивные центры оборудованные шведскими стенками,рукоходами и необходимым спортивным инвентарём. Дети в свободной деятельности имеют возможность заниматся спортивными упражнениями, что повышает двигательную активность детей в течение дня.
Наличие оборудованных библиотек
В методическом кабинете учреждения собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми , родителями и педагогами, в кабинете изостудии собрана библиотека детской литературы. В каждой группе имеется книжный уголок.
методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (познавательно-речевое развитие - 150 ед.; социально-личностное развитие - 130 ед.; художественноэстетическое развитие - 102 ед.; физическое развитие - 111 ед,)
детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.) - 200 ед.;
периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы "Дошкольное образование", "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика", "Обруч", "Воспитатель ДОУ", "Ребёнок в детском саду", "Здоровье дошкольника", "Справочник руководителя ДОУ", "Справочник старшего воспитателя", "Нормативные документы ДОУ", "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ", "Музыкальный руководитель".
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями - доступно.
Имеющиеся в МБДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Средства обучения и воспитания, используемые в образовательной организации для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитываются гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.
Стулья в комплекте со столом одной группы, которые в обязательном порядке промаркированы. Подбор мебели для детей осуществлен в соответствии с учетом антропометрических показателей.
В группах оборудованы интерактивные доски.
В дошкольном учреждении используются игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые подвергаются влажной обработке и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.
Информация о наличии учебно-методического обеспечения коллективного и индивидуального пользования
- Комплект потолочных плиток "Звёздное небо".
- Тактильно - развивающий комплекс "Улитка САША".
- Прозрачный мольберт для рисования.
- Тактильные платформы.
- Волшебный шатёр с огоньками.
- Ортопедические коврики "ОРТО" 30*30.
- Тактильный комплекс “Солнышко” (12 модулей).
- Гантель TORRES 1 кг, металл в неопреновой оболочке, форма шестигранник, зелен.
- Диск вращения Здоровье, 2-х цветный, металлический.
- Конструктор "Мультикрути" 220 деталей.
- Тренажер Наездник детский.
- Тренажер "Баттерфляй" MF-E05.
- Тренажер "Жим ногами" MF-E07.
- Тренажер "Разгибание ног" MF-E01.
- Магнитный конструктор КЛИК Расширенный набор.
- Дорожка массажная с цветными камнями Massage Road.
- Деревянный массажер для ног.
- Набор Монтессори (Friedrich Flober) набор.
- Тактильные напольные диски (большой набор-20 шт).
- Мячи детские для фитбола (с рожками).
- Доски для плавания, ППУ.
- Пояс страховочный (для плавания).
- Надувные жилеты (для плавания).
- Надувные нарукавники (для плавания).
- Гантели для аквааэробики (пара).
- Надувной круг (61 см).
- Ласты резиновые "Малютка" (р-р 32-34).
- Нудлс короткий (80 см).
- Коннектор для нудлс.
- Тренажер-балансир «Шарик в лабиринте».
- Настенный игровой модуль.
- Тренажер педальный «Шагомобиль».
- Интерактивные развивающие программы для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми:
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Все группы оснащены техническими средствами обучения. В группах и методическом кабинете имеется библиотека развивающих аудио- и видео- фильмов. Имеется переносное мультимедийное оборудование, доступное для использования всем педагогам, помогающее в проведении организованной образовательной деятельности, развлекательных и творческих мероприятиях.
Непосредственного доступа обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям нет.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Электронные образовательные ресурсы.
Министерство просвещения Р.Ф.
Комитет общего и профессионального образования Л.О.
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Информационная система "Единое окно доступа к информационным
ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов.
Журнал "Воспитатель ДОУ"
Журнал "Детский сад будущего"
Журнал "Обруч"
Журнал"Детский сад от А до Я"
Сайт"Фестиваль педагогических идей.Открытый урок"
Журнал"Дошкольное воспитание"
Электронные образовательные ресурсы
для детей и их родителей.
Бом-Бом
Детская игровая комната
Детский игровой сайт
Колыбельные мира
Портал Солнышко
Бибуша
Развивающие игры для детей
Всё для детей
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении оборудованы учебные кабинеты: 4 кабинета учителя- логопеда,1 кабинет педагога -психолога.В кабинетах проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми,имеющими нарушения речи,задержку психического развития, нарушения когнетивных процессов.
В дошкольном учреждении функционируют 3 группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.В группах создана предметно- развивающая среда с учётом основных направлений учёта развития воспитанника. В дошкольном учреждении для практических занятий также оборудована изостудия, имеется библиотека дошкольного учреждения и обьекты спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступности в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При входе в здание учреждения имеется вывеска о названии учреждения, о режиме работы и кнопка вызова персонала методом Брайля. Оборудованы поручни, пандус, лифт и кнопка вызова персонала для инвалидов и лиц с ОВЗ. При входе в здание и на лестничных маршах внутри здания обозначены контрастные ступени (выделены жёлтым цветом) для слабовидящих детей. Назначены ответственные сотрудники за работу (сопровождение) с инвалидами и другими маломобильными группами населения. Проведены инструктажи с сотрудниками, предоставляющими услуги по доступности инвалидов и других маломобильных групп.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинеты учителей- логопедов содержат:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- логопедическое зеркало (интерактивное)
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература
- интерактивные системы «Колибри»
В кабинете психолога:
- игровые наборы педагога- психолога, которые психолог использует как средство психологического развития и коррекции.
- материалы диагностики психических процессов
-набор «Сенсорный ящик»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста.
- Инструментарий для исследования индивидуального латерального поля.
- Тёмная сенсорная комната.
В дошкольном учреждении имеются: Телевизоры – 12; DVD плеер – 4; Мультимедийный проектор – 4; Интерактивная доска -14; Интерактивный скалодром-1; Интерактивный пол-1; Интерактивные песочницы-6; Интерактивные столы-4; Музыкальный центр – 1; Компьютеры – 7; Ноутбуки -14
В дошкольном учреждении нет общежитий, интернатов в том числе для проживания детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Благодаря созданным условиям, дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность беспрепятственного входа на территорию, возможность самостоятельного передвижения по территории и зданию детского сада, возможность сопровождения работниками детского сада посетителей и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Мы уверены, что такая система комплексной помощи детям с ОВЗ соответствует ФГОС и позволяет реализовать право на доступное образование каждого ребенка, обеспечивая тем самым равные стартовые возможности для формирования предпосылок к учебной деятельности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Информация о приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в том числе:
- наличие адаптированных лифтов - отсутствует;
- наличие адаптированных поручней - в наличии;
- наличие расширенных дверных проемов - в наличии;
- наличие сменных кресел-колясок - в наличии;
- наличие специально оборудованных для инвалидов санитарно-гигиенических помещений - в наличии.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации в том числе:
- оборудование входных групп пандусами (подъѐмными платформами) - отсутвует;
- наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов - отсутствует.
С 2008 года детский сад реализует комплексный подход к формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения. В рамках создания безбарьерной среды в дошкольном учреждении произведена реконструкция крыльца с устройством пандуса; вдоль стен в коридорах, лестницах и в фойе 1 этажа установлены поручни, имеются гусеничный лестничный подъемник (ступенькоход) и сменная кресло-коляска для транспортировки детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; после капитального ремонта в чаше плавательного бассейна установлен лифт, при помощи которого маломобильные группы детей имеют возможность принимать водные процедуры.
Благодаря созданным условиям, дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность беспрепятственного входа на территорию, возможность самостоятельного передвижения по территории и зданию детского сада, возможность сопровождения работниками детского сада посетителей и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.